Buy vs Build: как выбрать?
Дата публикации: 27.09.23
Время прочтения: 5 минут
В сегодняшнем быстроменяющемся и высококонкурентном мире компаниям как воздух необходимо регулярно улучшать свои технологии, внедрять новые, успевать за трендами рынка и входить в новые ниши. В этой нелёгкой задаче не обойтись без них… Без инноваций! Бизнес нуждается в инновациях, и тут есть два пути: разработать собственные решения или купить готовые. Как выбрать? Давайте разберемся.

Дилемма Buy vs Build
В погоне за инновациями корпорациям приходится делать выбор между покупкой и выстраиванием «с нуля» – это и есть вечная дилемма Buy vs Build.

Начнем с подхода «Buy»
Выбор в пользу приобретения готового продукта или самого разработчика – зачастую простейшее решение проблемы. Не придется самостоятельно разрабатывать технологию, тестировать бизнес-гипотезы, привлекать множество экспертов – просто покупаешь и встраиваешь в экосистему. Но и в таком подходе есть сложности.

Минусы подхода «Buy», о которых стоит знать заранее
Интегрирование технологии стартапа в собственную экосистему – не самый легкий процесс. Если мы говорим о банке, то здесь могут возникнуть опасения за безопасность IT-системы. Если речь о промышленном предприятии, то может оказаться, что решение стартапа существенно опережает технологически возможности установленного на заводе оборудования. Кроме того, могут возникнуть юридические нестыковки, особенно если корпорация и стартап зарегистрированы в разных юрисдикциях с разным законодательством.

Впрочем, плюсов не меньше
Во-первых, купить инновацию зачастую быстрее, чем разработать собственную. Во-вторых, за счет своей узконаправленности стартапы часто имеют более глубокую экспертизу в нишах, на которые компания только хочет зайти. И, конечно, деньги. Затраты на покупку технологии стартапа сильно меньше, чем на разработку собственных.

А что насчет подхода «Build»?
Выстраивание инноваций – это разработка корпорацией новой технологии или продукта «с нуля» или почти «с нуля». Но и тут, конечно, все не так просто.

Build-подход – это дорого и долго. На создание нового продукта уходит немало времени и ресурсов, поэтому такая стратегия вероятнее подойдёт более крупным компаниям.

В подходе «Build» есть два пути: пропилотировать у себя проект стартапа или стимулировать внутреннее предпринимательство. Разберем оба.

1) Акселератор
Самый простой способ внедрения инноваций через build-подход – запуск корпоративного акселератора. Акселерационные программы помогут стартапам протестировать свои технологические задумки и подогнать их под фактические потребности корпорации. В ходе исследования мы выяснили ссылка на исследование, что постоянно действующие акселераторы есть только у крупных компаний вроде Disney, Google, Microsoft, BMW, Amazon. Компании поменьше реже используют этот формат, поскольку соотношение цены (затрат на акселератор) и качества (отдачи в виде конверсии стартаперских проектов в пилоты и/или масштабирование) явно не в пользу расширения акселераторов.

Например, недавно Walmart запустил акселерационную программу для стартапов направления Web3. Участники работают с менторами и экспертами в разработке CJM (карты клиентского пути), учатся презентовать проекты и привлекать инвесторов. Зачем это нужно Walmart? С одной стороны, это умный PR-ход. С другой – и это гораздо важнее, – компания получает стартапы с опытом и умениями в розничных экосистемах, которые помогут в создании новых технологий в таких областях интереса, как виртуальная реальность, доставка дронами, персонализация покупок.

2) Венчурная лаборатория/цех/студия
У корпораций есть возможность открывать собственные венчурные лаборатории для взаимодействия со стартапами еще на этапе разработке новых продуктов и технологий. Можно строить «с нуля», а можно надстраивать на уже апробированные идеи. Конечно, этот подход требует немалых вложений, но именно в венчурных лабораториях могут создаваться действительно уникальные продукты.

Приведем пример:
В этом году компания UP.Partners запустила UP.Labs. Это венчурная лаборатория, работающая с корпоративными партнерами. Когда стартап дозревает в лаборатории до стадии подтверждения рыночной пригодности (PMF), корпоративный партнер может его выкупить, пополнив тем самым свою технологическую «кладовую». Первым таким партнером для лаборатории стала компания Porsche.

3) Программы внутреннего предпринимательства
Подход, все более набирающий популярность, – программы внутреннего предпринимательства. Можно искать технологии вовне, а можно стимулировать своих сотрудников создавать их самостоятельно. Такой подход требует всесторонней поддержки работников с собственными идеи. Важно стимулировать регулярный обмен идеями внутри всего коллектива, повышать уровень знаний сотрудников о трендах, бизнесе и технологиях. Можно начать с простого еженедельного дайджеста по трендам и тренингов/консультаций с экспертами из различных сфер. Dsight может помочь в подготовке дайджестов для роста инновационно-технологической культуры сотрудников.

Отличный пример – программа Airbus' Crowdcraft program. Сделав ставки на потенциал собственных сотрудников, Airbus смогли снизить затраты на разработки на 61% и сократить время на создание новой технологии на 59% в сравнении с традиционными методами.

Как же выбрать? На что опираться?

1) Сроки
Нужно вывести инновацию на рынок быстро? Тогда покупка готового решения - лучший вариант.

2) Стратегия
Насколько данная конкретная инновация соответствует стратегическим целям компании? Если она является ключевой частью вашей стратегии, вероятно, стоит вложиться в собственную разработку.

3) Ресурсы и возможности
Оцените ресурсы компании (как финансовые, так и человеческие). Если ресурсы ограничены – покупка более разумным выбор.

Зафиксируем основные мысли этой статьи:

  • Без инноваций – никуда.

  • Подход «Buy» – быстрее и дешевле, но это технологии извне, а значит- есть риски.

  • Подход «Build» – затратнее и сложнее в реализации, но строительство собственных инноваций в долгосрочной перспективе способно вывести компанию на новый уровень.

  • Чтобы принять лучшее решение, проанализируйте основные моменты рынка и оцените возможности и цели компании.

  • Существует масса методов привнесения инновационных стартап-решений в корпоративную среду. Хотите найти релевантные стартапы, соответствующие вашим технологическим запросам? Обратитесь к полной детальной базе стартапов Dsight .


Если вы хотите протестировать Dsight - самую полную и подробную базу стартапов в СНГ (15+ стран, 40+ тысяч стартапов, более 20 параметров и фильтров компаний) - переходите по ссылке, регистрируйтесь и пользуйтесь абсолютно бесплатно.