Самый полный обзор способов скаутинга стартапов
Рассмотрим, какие инструменты скаутинга стартапов используются в корпорациях сейчас, и что может повысить результативность процесса.
  1. Внутри каждой корпорации, работающей с открытыми инновациями, собирается собственная база стартапов, к которой можно в тот или иной момент обратиться. У чемпионов (МТС, Мегафон, Северсталь и другие) она может составлять более 5 000 компаний. Но её обычно нерегулярно обновляют, не строят продвинутую систему фильтров, а информацию о стартапах собирают минимально необходимую.
  2. Самым простым, дешевым, но при этом трудозатратным методом отбора стартапов является гуглинг. При таком методе находятся сотни компаний, которые требуют ручного анализа и отбор. К сожалению, аналитики, которые на протяжении долгого периода времени использующие этот метод, теряют всю свою мотивацию к работе, так как вынуждены просеивать сотни нерелевантных или слабых стартапов.
  3. *Чуть лучше. Поиск на сайтах фондов, акселераторов, питч-сессии, хакатоны и конкурсы и т. д. Но это тоже крайне трудозатратно: каждый раз приходится искать новые источники, обновлять инфо по старым, искать кучу дополнительной информации о стартапе, а не только название, сайт и - в лучшем случае - описание.
  4. Хороший вариант - использование собственной сети контактов. Но его главный минус - ограниченность вашей “записной книжки”.
  5. Хакатоны лучше всего подходят для поиска и найма технических талантов, сработавшихся команд разработчиков и продуктологов. Но это долгий путь валидации и разработки продукта, а потом его допиливания до коммерческой эксплуатации.
  6. Раньше для работы со стартапами на ранних стадиях часто делали корпоративный акселератор. Сейчас всё реже. Акселератор дает возможность выделить наиболее интересные команды и прокачать их продукт под себя. Для стартапов здесь ценно плотное общение с бизнес-заказчиками и фидбэк на продукт. Для запуска корпоративного акселератора можно привлечь YellowRockets, Startup Lab, GVA, Сколково, ФРИИ или GenerationS. Но этот формат теряет популярность, так как он дорогой, долгий и соотношение затрат ресурсов и конверсии в пилоты/масштабирование с “качественными стартапами” в нем среднее или низкое.
  7. Некоторые методы работы со стартапами используются в России не так давно. Например, создание компаний спин-офф, т.е. дочерней компании под задачу или продукт для выхода в перспективные, но не профильные для корпорации ниши. Здесь ярким примером является «Яндекс», который не боится заходить в совершенно разные ниши: от доставки еды до службы такси и каршеринга.
  8. Предыдущий формат является иногда следствием другого — корпоративного предпринимательства — генерации сотрудниками продуктовых идей и участия в их развитии.
  9. В последнее время набирает популярность партнерство корпораций. Например RITA. Или программы Московского инновационного кластера (МИК) для корпораций. У МИКа это, например, конкурс технологичных проектов для нового рынка труда. Это средний по качеству воронки способ. Отбор есть, но не очень жёсткий. В попытке угодить нескольким партнерам “фильтры” размываются.
  10. Венчурные студии - это платформа с экспертизой, ресурсами и инфраструктурой, которая позволяет генерировать и проверять бизнес-идеи, отобранные доводить до MVP и далее выводить на рынок. Раньше были популярны независимые студии, такие как Digital Horizon. Но сейчас запускается много студий внутри корпораций: Kaspersky, Иннотех, МТС и другие. Если акселераторы фокусируются на менторстве внешних команд, небольших инвестициях в обмен на долю и обеспечении инфраструктурой, то студии имеют собственную команду обладающую экспертизой во многих областях и ресурсами для параллельного развития нескольких проектов. Студия - хороший способ “скаутинга” стартапов, но очень долгий.
  11. Базы стартапов. Хороший способ, так как информация структурирована, можно быстро сузить критерии поиска с помощью фильтров или ключевых слов, а также информация в них регулярно обновляется. Самые популярные - Dsight, Crunchbase (сейчас не продает подписку клиентам в РФ), SberUnity, Baza.vc.
Если вы хотите попробовать Dsight - самую полную и подробную базу стартапов в СНГ (15+ стран, 34 тысячи стартапов, более 20 параметров и фильтров компаний) - переходите по ссылке, регистрируйтесь и пользуйтесь абсолютно бесплатно.
Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 09.07.22
Dsight - AI и самая полная база стартапов в СНГ - запускает серию статей по теме скаутинга (поиск и отбор) стартапов корпорациями.
Корпорации ищут стартапы для:
  • Повышения операционной эффективности
  • Выхода на новые рынки
  • Защиты текущего положения на рынке

У большинства корпораций, таких как Билайн, X5 Group, РЖД, Северсталь и многих других, созданы подразделения по инновациям. Они занимаются исследованием бизнес-процессов для определения возможности (и часто необходимости!) внедрения новых технологий вместе с внутренним заказчиком - руководителем или менеджером подразделения. После этого проводят скаутинг инновационных решений, далее их пилотирование и масштабирование успешных пилотов.
Пример из практики Dsight - как проходит скаутинг стартапов:
В Dsight обратилась компания-лидер российского рынка экспресс-доставки посылок и грузов. Перед ними встала задача решения вопроса с гиперлокальной доставкой (доставкой последней мили). Был полностью изучен рынок гиперлокальной доставки и представленные на нем решения. Это помогло клиенту сформировать более точное понимание о требуемом им решении. Лонг-лист включал около 50 компаний. Далее были проинтервьюированы 20 компаний, и результатом отбора стал шорт-лист из 11 компаний с фокусом на гиперлокальную доставку. Со всеми стартапами корпорация начала проводить ознакомительные встречи для поиска точек взаимодействия.