Как корпорации отстроиться от конкурентов: 5 шагов сравнительного конкурентного анализа
Дата публикации: 10.11.22
Время прочтения: 5 минут
В наше время важность своевременного сбора и анализа данных трудно переоценить. Регулярный мониторинг конкурентов позволяет “выжимать” намного больше данных, чтобы быстро принимать решения и опережать других игроков отрасли.

Сравнительный конкурентный анализ — что это, для кого и зачем
Конкурентный анализ — это сравнительный анализ бизнес-процессов, продуктов и стратегии конкурентов по ряду параметров. Существует несколько видов конкурентного анализа (например SWOT-анализ, метод Портера), но мы расскажем про сравнительный метод, который является самым эффктивным, но при этом и достаточно трудоемким.

Зачем делать анализ конкурентов:
  • Определить положение относительно конкурентов - поможет сформулировать преимущества своего продукта, спозиционировать ценность для потребителя. А также найти слабые точки.
  • Выйти на новый географический рынок или запустить новый продукт - как много на этом рынке конкурентов, какие есть барьеры и риски для входа, какие ресурсы могут потребоваться.
  • Найти идеи для улучшения существующего продукта - увидеть лучшие практики игроков отрасли и найти мотивацию на развитие своего продукта.

За три года работы платформа Dsight накопила экспертизу в конкурентном анализе и сформировала фреймворк, который подходит как профессионалам из корпораций, так и небольшим компаниям.

Мы подготовили чек-лист:

Чек-лист для сравнительного анализа цифровых продуктов конкурентов за 5 шагов
1) Отбираем конкурентов и продукты для сравнения

Определяем список компаний, которые будут участвовать в сравнительном анализе, и согласовываем его с бизнес-заказчиком. Это могут быть лидеры рынка или наиболее инновационные и быстрорастущие компании, а также экосистемные игроки, которые развивают сервисы в исследуемой отрасли. Объектами сравнения могут выступать цифровые продукты клиентов — мобильные приложения или сайты.

2) Определяем параметры для сравнительного анализа

В зависимости от целей исследования (выход на новый рынок, запуск нового продукта, усовершенствование существующего продукта) формируем перечень параметров, которые будем сравнивать. Это может быть наличие и способ реализации определенной функции или раздела, специфика продукта, его позиционирование, отзывы о продукте в магазине приложений или социальных сетях, а также количественные показатели — технические (например, трафик сайта или количество скачиваний приложения), ценовые (например, стоимость тарифных планов), содержательные (например, количество единиц спецтехники на маркетплейсе аренды или количество профилей на платформе для подбора экспертов).

При необходимости каждому из параметров присваивается “вес” (как правило, определяемый экспертно) и рассчитывается результирующая оценка продукта.

3) Анализируем каждую компанию в соответствии с выбранными параметрами

В зависимости от конкретной задачи Dsight агрегирует и анализирует максимальный объем данных о каждой компании — мобильные приложения и сайты, пресс-релизы, питч-деки, записи выступлений на демо-днях, профили в социальных сетях, профессиональные блоги, СМИ, рейтинги, интервью с представителями руководства компании, квартальную и годовую финансовую отчетность компаний, выступления на профильных мероприятиях.

Для анализа компаний на соответствие выбранным параметрам мы используем множество подходов — например, аналитики загружают необходимые приложения на свои смартфоны.

Бывает, что в бесплатном режиме оценивать функционал цифрового продукта невозможно или возможно лишь частично. В таких случаях можно запросить демо-версию продукта, найти в нетворке людей, являющихся клиентами компании и использующих данный продукт (например, владельцы квартиры в ЖК определенного застройщика, использующие приложение для жильцов) или проанализировать параметры продукта косвенными способами — по обзорам продукта в статьях или соцсетях. В отдельных случаях стоимость подписки на продукты конкурентов, которые необходимо проанализировать, закладывается в бюджет исследования.

Разгрузите свой отдел инноваций — закажите разработку методологии и проведение конкурентного анализа в Dsight.

4) Проводим сравнительный анализ

В ходе анализа формируется матрица функциональности цифровых продуктов по всем конкурентам, внутри которой выделяется базовый функционал (присутствует у большинства компаний), трендовый функционал (присутствует, например, только у трети компаний) и инновационный функционал, который есть у единиц.

Например, в платформах для технологического скаутинга простой поиск по названию или по фильтрам является базовым функционалом. Скоринг и рейтингование стартапов —трендовым функционалом. А инвестиционная тепловая карта пока является инновацией.

В зависимости от результатов анализа среди компаний также выделяются лидеры и аутсайдеры и определяется положение продукта бизнес-заказчика относительно других компаний.

5) Формируем итоговые материалы

Результаты анализа конкурентов не ограничиваются матрицами функциональности. Во-первых, бизнес-заказчик получает выводы по положению его продукта и компании относительно конкурентов - в каких областях есть опережение, а в каких - отставание. Кроме того, предлагаются рекомендации по преодолению этого отставаний с помощью копирования лучших практик конкурентов. Обычно после этого мы помогаем бизнес-заказчику с технологическим скаутингом - поиском стартапов, чьи решения максимально релевантны для конкретной задачи, которая позволит повысить конкурентоспособность продукта.

За годы работы команда Dsight провела более 15 исследований конкурентов для клиентов в таких отраслях как строительство, ритейл, банки, тяжелая промышленность, логистика и других. Расскажем пару интересных кейсов:

Кейс 1: Конкурентный анализ мобильных приложений девелоперов

Клиент: Крупный московский застройщик


Задача:
Провести мониторинг мобильных приложений крупнейших застройщиков-конкурентов, определить функционал, требующий доработки, предложить пути развития приложения заказчика.


Методология:
  • Для анализа функционала мобильных приложений девелоперов было отобрано 20 крупнейших игроков на основе выручки от продаж недвижимости.
  • Был сформирован список из 40+ функций мобильных приложений, сгруппированных по 5 блокам пользовательских задач - “Поиск и подбор”, “Ипотека”, “Покупка”, “Для жильцов” и “Технические характеристики”.
  • Приложения были сгруппированы по 3 видам:
  1. Superapp (объединенное приложение для покупателей и жильцов)
  2. Приложения для покупателей
  3. Приложения для жильцов
  • Были присвоены баллы за наличие выбранных функций в каждом из блоков пользовательских задач (1 функция = 1 балл)
  • Были проанализированы и учтены в итоговой оценке отзывы пользователей о каждом из приложений в магазинах приложений.

Результат:
Дана оценка степени разработки приложения Заказчика, выявлены 10 отсутствующих функции в приложении в сравнении с конкурентами - маркетплейс товаров для жильцов, 3D-туры, виды из окон, демо-режим, чат-боты и другие.
Все проанализированные функции были разделены на три группы: необходимый минимум, трендовые и инновационные.
Выявлены и описаны обновления конкурентов за последние 3 месяца
Клиенту даны 20+ рекомендаций и идей для повышения конверсии и дальнейшего развития приложения, а также предложены конкретные примеры реализации предложенных функций.
Кейс 2: Конкурентный анализ платформ технологического скаутинга
Клиент: Государственный институт развития


Задача:
Проанализировать функционал цифровых сервисов для поиска стартапов и выделить ключевые функции, необходимые для разработки такой платформы.



Методология:
  • Были выбраны 15 сервисов (мировых и российских), которые имеют бесплатный доступ и релевантный функционал.
  • Для сравнительного анализа был составлен список из 20+ функций, наличие и особенности которых были выделены для каждого сервиса.
  • Функции были разделены на 3 группы (основной функционал, дополнительные функции и развивающиеся функции) по количеству сервисов, в которых эти функции представлены.
  • На основании появления функций у давно существующих платформ и функционала новых сервисов, а также целей внедрения этого функционала были выделены тренды развития цифровых сервисов.
  • Также для каждого сервиса были созданы карточки с детальным описанием представленного в них функционала.


Результат:
  • Был определен набор из 9 базовых, 5 дополнительных и 6 инновационных функций для создания цифрового сервиса поиска стартапов, который в дальнейшем использовался для разработки такого сервиса.
  • Для каждой из функций сделано описание ее работы и способы получения данных, а также приведено не менее 3 примеров ее реализации у конкурентов
  • Определены базовые (не менее 5) и дополнительные (не менее 3) показателей для каждой функции
Dsight проводит исследования для крупного бизнеса — за годы работы мы успели проанализировать более 10 индустрий. Каждые полгода мы публикуем исследование “Венчурная Россия”, в котором рассказываем о состоянии венчура в РФ и странах Евразии. Помимо этого, часто выходят точечные публичные исследования по рынкам:
Исследование рынка корпоративной геймификации (Заказчик: КРОК)
Большое исследование ритейла (Заказчик: X5 Group, Hoff, Holodilnik.ru)
Исследование клиентских сервисов и ритейла (Заказчик: МТС)

Если вы хотите разгрузить свой отдел исследований и получить взгляд со стороны на ваш рынок, запишитесь на короткую бесплатную консультацию, чтобы обсудить вашу задачу.