10 самых инновационных компаний Латинской Америки в 2022 году
Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 06.06.22
В 2021 году, по данным PitchBook, латиноамериканские стартапы привлекли в восьмистах сделках 14,8 млрд долларов, и регион был признан самым быстрорастущим венчурным рынком мира.
Неожиданно выяснилось, что в Латинской Америке много «единорогов», например, мексиканский стартап Kavak – онлайн-маркетплейс для подержанных автомобилей, подорожавший за период «ковидного» бума на волне популярности подержанного авто до почти 9 млрд долларов; молодая компания открыла 40 логистических и рекондиционных центров в Мексике, Бразилии и Аргентине.
Первый уругвайский «единорог» dLocal, предлагающий трансграничные платежи коммивояжерам на развивающихся рынках, запустил совместную с Amazon программу реализации зарубежными торговыми агентами своих товаров через интернет-магазин Amazon в Бразилии – впервые в практике компании.
Пандемия коронавируса взвинтила спрос на доставку еды – отсюда и множество новых вариантов содействия партнерам и обслуживания местных сообществ, предложенных успешными предпринимателями в данной сфере. У мексиканского онлайн-поставщика продуктов питания Justo.mx продажи в прошлом году взлетели на 1850% - при этом компания смогла сократить цепочки поставок и снизить процент отбраковки за счет прямых закупок свежих продуктов у местных производителей.
Сервис доставки ресторанной еды iFood договорился с партнерами, осуществляющими платежи, об открытии бесплатных цифровых банковских счетов для своих клиентов, которых в Мексике и Бразилии насчитывается более 236 тысяч. Логистические стартапы, такие как Nuvocargo и Nowports, помогли экспортерам поддержать растущий спрос на товары из Латинской Америки, убрав из транзакций бумажную волокиту и сделав трансграничные поставки морем и сушей максимально прозрачными.
В регионе также растет спрос на онлайн-образование, и компании, такие как Crehana из Мехико и Gran Cursos из Сан-Паулу, готовы удовлетворить все новые и новые запросы на разработку курсов профессионального развития и расширение доступа к знаниям через аудиокниги и иные платформы.
Латинская Америка остается весьма восприимчивой к финтех-инновациям: здесь и аргентинская Mercado Libre, запустившая приложение Mercado Pago для торговли криптовалютами в Бразилии, и микроплатежная платформа Quipu Market, на которой мелкие торговцы могут совершать цифровые транзакции при помощи виртуальных токенов, тем самым расширяя торговлю и выстраивая кредитную историю.
1. MERCADO LIBRE

Основанный в 2007 году «латиноамериканский eBay» стал за эти годы мощным центром цифровых платежей региона. Онлайн-маркетплейс из Буэнос-Айреса запустил приложение цифровых платежей Mercado Pago, которое сегодня можно использовать где угодно в Латинской Америке, где есть кредитные карты. Платежный бизнес компании уже превзошел по объему ее же бизнес электронной коммерции. Компания с рыночной капитализацией в 48 млрд долларов (по состоянию на начало марта 2022 года) торгуется на NASDAQ и в ноябре стала первым поставщиком платежных услуг с лицензией на выпуск предоплаченных дебетовых карт в Чили. А в декабре стало известно, что отныне покупать, продавать и владеть криптовалютами через приложение Mercado Pago могут и пользователи в Бразилии.
2. NUVOCARGO
Nuvocargo предоставляет цифровую логистическую платформу «все в одном» поставщикам и транспортировщикам товаров между США и их крупнейшим торговым партнером Мексикой. В платформе интегрированы все ключевые услуги, включая закупки и поставки грузовиков и фур, растаможку, страховки и финансовые торговые вопросы. У Nuvocargo двойная штаб-квартира – и в Нью-Йорке, и в Мехико. В первой половине 2021 года компания увеличила месячные поставки на 400 с лишним процентов по сравнению с предыдущим годом. Персонал, говорящий на английском и испанском, вырос в США и Мексике до 80 человек и более, причем на высшие командные посты пришли люди из Uber и McKinsey.
3. KAVAK
«Единорог» подержанных машин из пригорода Мехико привлек в раунде E в прошлом году 700 млн долларов, подняв свой ценник до 8,7 миллиардов. У компании есть собственное финансовое подразделение Kavak Capital, стартовавшее в 2020 году, и 40 центров логистики и рекондиционирования в Мексике, Бразилии и Аргентине. В 2021 году Kavak начал международную экспансию по Латинской Америке и другим развивающимся рынкам мира.
4. DLOCAL
Стартап dLocal, которому в этом году исполняется шесть лет, обеспечивает трансграничные платежи между мировыми поставщиками и развивающимися рынками. Первый уругвайский «единорог» вышел на биржу NASDAQ в июне прошлого года, офисы открыты в Монтевидео, Сан-Паулу, Сан-Франциско, Лондоне, Тель-Авиве и китайском Шэньчжэне. В нынешнем году стартап расширил связи с компанией Amazon, и теперь торговые поставщики из разных стран получили возможность продавать свои товары в Бразилии через интернет-магазин Amazon, чего раньше не было. Так крупнейший в мире онлайн-рынок оказался прочно связанным с самым большим в Южной Америке потребительским рынком.
5. GRAN CURSOS ONLINE
Этот бразильский образовательный стартап, национальный лидер в подготовке населения к экзаменам на профпригодность в частном и госсекторе, обладает ныне обширнейшей в мире электронной библиотекой аудиокниг на португальском языке. А все потому, что в 2021 году для преподавания курсовых программ был введен искусственный интеллект, говорящий «очеловеченным» голосом. Люди с проблемами зрения, как и все другие, теперь могут учиться на слух – а это невероятный шанс для почти шести миллионов бразильцев с неизлечимыми дефектами зрения. В помощь тем, кто, наоборот, плохо слышит, искусственный интеллект обеспечивает видеоконтент с субтитрами. В прошлом году Gran Cursos сообщала о 341 тысяче активных учащихся.
6. IFOOD
Этот онлайн-сервис доставки еды, работающий в Колумбии и Бразилии, обслуживает более чем 1250 городов, в чем ему помогают 236 с лишним тысяч клиентов-рестораторов. В 2021 году в ассоциации с компаниями Movile и Zoop iFood разработал и через одноименное приложение запустил крупнейший в мире банк для ресторанов: партнеры могут открывать цифровые счета, месячной оплаты и платы за транзакции нет, кроме того, рестораторам доступны иные финансовые услуги. Компания торжественно обещала достичь к 2025 году углеродной нейтральности и перестать использовать пластик.
7. JUSTO.MX
В то время как приложения доставки наподобие Cornershop или Rappi отправляют своих курьеров за продуктами в чужие гигантские супермаркеты, продукты Justo приносят с собственных складов компании в ассортименте, в пять раз превышающем возможности традиционных конкурентов, – да к тому же выращенном только что и оперативно доставленном двумя сотнями местных вендоров. С каждой доставкой клиент получает в подарок цветок. Укороченная таким образом цепочка поставок Justo сделала возможным снижение объема отбраковки продуктов всего до двух процентов, что в 10 раз меньше, чем в среднем по любому супермаркету. В прошлом году объем выручки практически улетел в космос, увеличившись на 1850%. Justo работает в Мехико, Гвадалахаре, Сантьяго-де-Керетаро и Пуэбла-де-Сарагоса, а благодаря привлеченным в 2021 году 65 млн долларов есть и планы расширения географии.
8. CREHANA
Стартап Crehana предлагает частным лицам более восьмисот курсов на различные темы от маркетинга до аналитики данных по подписке в 70 долларов в год. А еще свыше пятисот работодателей покупают подписку на быстрорастущую платформу Crehana for Business, чтобы повысить профессиональный уровень своих сотрудников. В прошлом году Crehana перевела свой головной офис из столицы Перу Лимы в Мехико, привлекла 70 млн долларов в инвестиционном раунде B от General Atlantic, Salesforce Ventures и др., а заодно и утроила свою базу подписчиков до почти шести миллионов пользователей. На текущий год есть планы экспансии в Бразилию.
9. QUIPU MARKET
Зарегистрированная в Колумбии и США компания Quipu Market разработала браузерную и мобильную платформу, позволяющую частным лицам и малым предпринимателям в бедных поселениях (где до 80% населения женщины) вести торговлю с применением виртуальных токенов. Это помогает микробизнесам выйти «из тумана» и наработать кредитную историю даже без использования услуг традиционного банкинга. Quipu был создан в 2019 году аргентинским архитектором, выпускницей Массачусетского технологического института (MIT) Мерседес Бидарт, также выпускником MIT колумбийцем Хуаном Кристобалем Констайном и его соотечественницей, выпускницей аспирантуры Гарварда Вивианой Силесс. Продукт Quipu увидел свет в 2020 году и в настоящее время обслуживает порядка трех тысяч пользователей в колумбийских городах Барранкилья и Медельин. Начавшие использовать Quipu клиенты увеличивают свои продажи в среднем на 10%. Руководство компании намерено в нынешнем году начать работу в Картахене и Кали, а на будущий год запланирован старт в Мехико и в Карибском регионе.
10. NOWPORTS
Через порты Латинской Америки ежегодно проходят десятки миллионов грузовых контейнеров, из них почти половина доставляется с задержками, а то и вовсе теряется из-за плохого контроля. Цифровой сервис грузоперевозок Nowports в прошлом году привлек в раунде A 16 млн долларов и нацелен стать главной операционной системой для всей региональной отрасли морских грузоперевозок, объединив грузовладельцев и транспортников на едином и удобном для работы маркетплейсе. Недавний выпускник акселератора Y Combinator, мексиканская компания уже имеет офисы в Монтеррее и Мехико. В 2021 году Nowports доработала функционал своей браузерно-мобильной платформы до возможности расширенной визуализации данных о прохождении груза и быстрого поиска наиболее оптимальных по цене вариантов страховки. Кроме того, запущена программа финансирования в помощь клиентам, желающим приобретать и перевозить больше грузов; для определения кредитоспособности клиента и стоимости услуг система использует данные о его предыдущих грузоотправлениях и платежах. Офисы Nowports расположены в Бразилии, Чили, Перу, Колумбии, Уругвае и Панаме. В прошлом году выручка молодой компании взлетела на 972% по сравнению с годом ранее.
А чтобы отслеживать стартапы и искать технологического партнёра, приглашаем в Dsight - инструмент для мэтчинга стартапов и корпораций.
Dsight подготовила перевод материала компании Fast Company, посвященного наиболее инновационным компаниям Латинской Америки.